Музей Боевой Славы
План работы музея на 2023-2024 г.pdf
Целенаправленная деятельность по развитию патриотизма и духовно-нравственного облика подрастающего поколения осуществляется по различным направлениям: одним из таких направлений является музейная педагогика.
Музей Боевой Славы школы №2 был основан в 1980 году. Основным направлением музея является поиск, сохранение и распространение информации о истории , исторических достижениях, военных подвигах . Вместе с этим, музей занимается и воспитанием молодежи, организацией выставок, координацией деятельности учащихся.
Школьный музей – это место, которое объединяет единой целью детей, взрослых, ветеранов . Важно осознать возможность и необходимость такого объединения. Формы работы в школьном музее различны: это и ревизия фондов музея, и оформление летописи школы, и поисковая работа, и оформительская, и исследовательская, и написание очерков о ветеранах Великой Отечественной войны и ветеранах труда нашего города.
Наш музеи в своих экспозициях имеет в основном отделы, посвященные Великой Отечественной войны .
«Уголок славы Великой Отечественной войны»
Принцип построения данной экспозиции – тематический. Здесь представляются сведения об участниках Великой Отечественной войны. Под стендом в витрине размещены предметы разного типа, раскрывающие тему Великой Отечественной войны: фотографии, медали и ордена, реликвии, одежда, вырезки из газет, письма с фронта.
«Защитники Отечества».
Принцип построения данной экспозиции – тематический. Здесь представляются сведения о службе в рядах Вооруженных Сил выпускников школы, воинах-земляках Афганской и Чеченской войнах. Сочинения детей о службе в армии (отцов, старших братьев).
«Поисково-исследовательская работа учащихся под девизом: «Никто не забыт, ничто не забыто».
Принцип построения данной экспозиции – тематический. Здесь представлены материалы о поисково-исследовательской работе учащихся. Также отдельно выставлена экспозиция, где хранятся боеприпасы времен Гражданской и Великой Отечественной войн.
«Уголок старины»
Есть у нас в музее прялка, различные утюги, патефон… Мы можем подержать в руках орудия труда крестьян: серп, ухват . Что помогает учащимся погрузиться в прошлое , не просто на словах , именно соприкосновением с экспонатом. Старинные скатерти, салфетки, шали представляют одежду наших предков.
«История школы»
Экспозиция представлена в виде стенда, альбомов , на которых отражены фотографии школы разных лет, сведения о директорах школы разных лет, информация из истории школы.
Специфика музея определяется его военно-историческим профилем.
Основное направление работы музея — сохранение и изучение военной истории нашего края через судьбы жителей города и района.
Научно-исследовательская и фондовая деятельность музея позволила открыть новые страницы в военной истории . Благодаря активному сотрудничеству с библиотеками, ветеранскими организациями, другими общественными объединениями. Выставки музея, построенные на научной исторической основе, становятся год от года все более значимыми в череде культурных событий дубовчан . Жители и гости города имеют возможность познакомиться с военной историей земляков, узнать об их подвиге и судьбе , доблестно защищавших Отечество во время войны.
Занимаясь историей ХХ века, музей провел не малую работу по сбору, изучению и публикации материалов, рассказывающих не только о судьбе участников Великой Отечественной войны, но и об Афганской войне .
Помимо изучения и обобщения информации по военным событиям, музей активно занимается воспитанием молодежи, развитием патриотических чувств граждан и поднятием культурного уровня населения. Для достижения данных целей «Музей Боевой славы» постоянно проводит соответствующие акции, мероприятия и иные действия.
Одним из направлений деятельности Музея является выставочная деятельность, направленная информирование о ветеранах войны, детях войны, тружениках тыла и военных событиях.
Еще одним из направлений научно-исследовательской и фондовой работы музея является изучение современной военной истории Отечества и родного края.
На базе музея действует кружок «Страницы истории» , члены которого ведут работу с жителями Дубовки , собирают материал о ветеранах боевых действий, детях войны, тружениках тыла .
Члены музея принимают участие в конкурсах Всероссийского и регионального уровней.
Военно-патриотическая работа музея получила высокую оценку со стороны Областного совета ветеранов.
— награждение Дипломом 2 место в областном этапе Всероссийского конкурса за лучшую организацию патриотической работы .
Музей помогает воспитывать подрастающее поколение, поднимает морально-нравственный уровень населения, содействует изучению истории и оказывает иные благоприятные воздействия в современном обществе.
Деятельность музея выполняет значимую роль в воспитании граждан, так как прямые способы воздействия не всегда достигают нужного результата, а «косвенное», непрямое воспитание некоторыми штрихами, шаг за шагом, воздействуют на молодежь в воспитательном процессе.
Успех работы школьного музея зависит, прежде всего, от участия в ней широкого постоянного ученического актива, способного систематически собирать, изучать и обрабатывать новые материалы. Реализация целей и задач программы предполагает активное участие школьников в работе музея, а, следовательно, требует применения технологий, активизирующих их деятельность. Поэтому работа музея строится на использовании педагогических технологий, обеспечивающих реализацию деятельностного подхода в обучении и воспитании:
- проведение на базе музея музейных уроков;
- использование материалов музея при проведении уроков .
-организация поисковой, исследовательской и проектной деятельности обучающихся.
Эффективность использования школьного музея в образовании определяется разнообразием форм и методов классной и внеклассной работы, включающей музейный материал в образовательный процесс. В практике нашей школы сложились следующие её виды: учебная экскурсия в музее; урок-экскурсия в музее; музейные уроки, уроки мужества, встречи, конкурсы чтецов стихов о войне.
- использование музейных предметов учащимися в качестве учебных пособий на уроке;
Традиционными стали воспитательные мероприятия:
конкурсы рисунков на темы: «Великая Отечественная война»; Открытка ветерану, выставки «Никто не забыт, ничто не забыто», «День вывода войск из республики Афганистан», «День снятия блокады Ленинграда», «Служу России!», «День защитников Отечества».
встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, труда, Вооруженных Сил РФ ко Дню защитника Отечества, Дню Победы, а так же с женщинами- ветеранами к Международному женскому дню;
Музей решает проблемы преемственности поколений, уважения к тем, кто внёс достойный вклад в развитие и защиту нашей Родины. Оно служит хорошим мотивом деятельности, призванной увеличить благосостояние родного края, служить ему на благо всех земляков.
Работа музея в формировании патриотизма достигает своей цели. Интерес к истории родного края создал необходимость вовлечения в работу музея и младших школьников. Ребята начальной школы с интересом посещают школьный музей.
Школьный музей способствует возрождению самосознания, патриотизма, понимания учениками значимости своего родного города в богатой истории нашей Родины, ориентируют школьника на гражданские патриотические ценности, тем самым обеспечивает формирование гражданина и патриота России.